С целью эффективной реализации Государственной программы развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016-2019 годы, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 15 января 2016 года № 176 при организационно-методическом руководстве Национального центра проблем формирования здорового образа жизни и Республиканского научно-практического центра психического здоровья МЗ РК 7 апреля 2017 года в регионах республики проводится Всемирный день здоровья. В связи с этим в Центре матери и ребенка с детьми, родителями, медицинским персоналом в этот день проводятся индивидуальные консультации, семинары, психологические тренинги, нацеленные на профилактику депрессии и укреплению психического здоровья детей и подростков.
В связи со спецификой своей работы, хочу остановить свое внимание на детской депрессии.
В последнее время все чаще встречаются случаи самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это психическое расстройство, характеризующееся унынием (ангедонией, или утратой радости), нарушением мышления и двигательной заторможенностью.. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).
Развитию детской депрессии способствуют следующие факторы:
Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).
Для того, чтобы не перепутать депрессию с плохим настроением надо знать симптомы депрессии у ребенка:
Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.
Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.
Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.
Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.
Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.
Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.
У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.
Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.
В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.
На что необходимо обращать внимание родителям?
В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.
Для уточнения диагноза необходима обязательная консультация психолога и психиатра. В школах необходимо наличие психологов, которые бы динамически наблюдали детей, и к которым, в случае необходимости, дети могли обратиться за советом. Так же психолога необходимо посещать детям из группы риска по развитию депрессии вне зависимости от состояния. Это поможет избежать развития тяжелой симптоматики, и позволит детям найти собеседника, с которым можно поделиться тайнами и получить совет.
При легких формах заболевания нужно проводить психокоррекционные и психотерапевтические занятия с психологом. При этом ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, прибывать в привычной обстановке.
При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные мысли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре.
Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и достигать целей.
Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка. Контролируйте, чтобы у вашего ребенка было сбалансированное питание и полноценный сон. Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.
Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния, поэтому задача родителей, вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за помощью к специалистам. Чтобы быть абсолютно здоровыми надо сохранть и психическое здоровье тоже. Гонясь за карьерным ростом, за повышением социального статуса, порой мы забываем обратить внимание на своих близких. Так давайте же оглянемся, и скажем простые слова: «Давай поговорим!».
Психолог участковой педиатрической службы ЦМиР: Кайрханова Н. К.